ГЛАВНЫЕ события в мире программирования и ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА в 2023
ТОП-3
Тренд на открытые технологии и конкурент GPT-4
Развитие архитектуры RISC-V
Рынок чипов долгое время был закрытым, а лидировали на нем Intel и ARM, чьи решения подходили далеко не всем компаниям. Альтернативой, набирающей особую популярность с этого года, стал открытый стандарт RISC-V, который вероятнее всего в ближайшем будущем изменит то, как вообще компании создают чипы.

RISC-V определяет нормы проектирования для набора инструкций компьютерного чипа, который описывает основные операции, выполняемые микросхемой для изменения значений, представляемых ее транзисторами. Самый простой вариант RISC-V содержит 47 инструкций, однако доступны и другие нормы для создания более сложных решений.

Уже несколько тысяч компаний и учебных заведений работают с RISC-V, а в прошлом году Intel создала фонд размером один миллиард долларов для компаний, использующих RISC-V.

Чипы RISC-V уже начали появляться в наушниках, жестких дисках и процессорах искусственного интеллекта. Компании также работают над дизайном RISC-V для центров обработки данных и космических кораблей.

RISC-V также стал хорошей альтернативой там, где сложно получить доступ к заводам по производству чипов или лицензированных архитектур, ведь от открытого стандарта отключить компанию или страну попросту невозможно.

Узнать больше можно здесь.
Введение оплаты за каждую установку для разработчиков на Unity
В этом году руководство Unity решило сократить убытки компании за счет введения оплаты за каждую установку. Генеральный директор Unity Джон Ричителло уже известен нам со времен работы в Electronic Arts, где он предложил продавать в шутерах патроны. В ситуации с Unity сообщество отказалось молча принимать новые правила игры. Завершилось все тем, что генерального директора уволили, но подписка все-таки осталась, хоть мелкие студии — главные пострадавшие от этого решения — и получили какие-то послабления.

Эта ситуация может иметь долгосрочные последствия. Во-первых, примеру Unity могут последовать и другие производители ПО уже за пределами индустрии разработки компьютерных игр. Во-вторых, в противовес к первой тенденции, произошел стремительный рост популярности открытых движков, таких как Godot. Раньше все кривили нос от разработчиков FOSS-движков: «Ну куда вы лезете со своими игрушками? Тут Unity и Unreal миллиарды вкачали в разработку, у них всё классно и удобно, а вы кто такие?». А теперь после такого инцидента сообщество скорее реагирует так: «О, смотрите, какие хорошие ребята! И платить не надо, можно задонатить сколько не жалко!».
Google представил Gemini — свою SOTA LLM общего назначения
Найти человека, который ничего в этом году не слышал o GPT-4, кажется практически нереальной задачей, но конец года ознаменовался представлением главного ее конкурента — Gemini от Google.

Несмотря на то, что это первый публичный релиз, Gemini уже долго используется не только как некоторый универсальный потолок возможностей для больших языковых моделей, но и является генератором датасетов для их обучения. Судя по формальным бенчмаркам, модель получилась очень хорошая — осталось дождаться проверки её на прочность исследовательским сообществом.

Примечательно, что модель не одна, а сразу семейство, и пока Google рассказал о самых маленьких nano-версиях: 1.8B и 3.25B. С учётом применения квантизации и других хаков эти штуки будут использоваться в мобильных версиях и смогут решать задачи прямо на устройстве. Маленькие модели используют все лучшее из основной, и, судя по графикам, показывают очень хороший результат.

Заявленная мультимодальность — честная: nano-модель в задачах ASR бьёт whisper-v3 от OpenAI. Такой результат на столь специфичной задаче при сопоставимом количестве параметров, дает представление о достаточно высоком уровне качества самой модели.

Ознакомиться с презентацией модели можно здесь.